Подготовительные
упражнения
(1)
"Маятник" левой рукой на два счета
(2)
"Маятник" правой рукой на два счета
Задача:
отработка координации движения рук при перекрестном перехвате.
Содержание
упражнения 1 (рис.
4.1):
ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2", 1 - левая рука поворачивает
обод вправо до положение "2", правая перехватывает его сверху в положении
"10" (перекрестный перехват); 2 - возврат в ИП.
Содержание
упражнения 2 (рис.
4.2):
ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - правая рука поворачивает
обод влево до положения "10", левая перехватывает его сверху в положении
"2" (перекрестный перехват); 2 - возврат в ИП.
Дозировка: с 1-го
по 3-е занятия - 8 - 12 раз по 20 - 30 с без форсирования скорости
выполнения упражнения; с 4-го по 8-е занятия - 6 - 8 раз по 15 - 20
с с увеличением скорости выполнения упражнения до появления ошибок.
Упражнение
является самым простым в методике тренажерной подготовки: одна рука
выполняет серию поворотов и возвратов РК в ИП (структура действий
напоминает движения маятника), а другая осуществляет перекрестные
симметричные противоположно направленные действия - перехваты (перенос
руки над РК по дуге последовательно в положение "10", "2", "10", "2"
и т. д.). Оно позволяет освоить элементы руления (хват, тягу, захват
и перехват РК, перенос руки) и является базовым для изучения сложных
скоростных действий. Вначале упражнение разучивают расчлененным методом
с многократным повторением действий на каждый счет и проверкой правильности
положения рук. Желательно, чтобы этот этап обучения был минимальным,
иначе обучаемый долго не сможет перейти к непрерывному рулению.
Темп
выполнения упражнения - от медленного до среднего на первых 2 - 3
занятиях и до максимального на последующих, При появлении ошибок в
технике руления или сбое в координации темп выполнения необходимо
снизить. Если восстановить координацию движений рук сразу не удается,
нужно сделать 2 - 3-минутный перерыв.
Прежде
чем приступить к обучению, необходимо убедиться в точности и симметричности
положения рук водителя и полном захвате обода РК. В ходе обучения
последовательно достигаются: точность выполнения перекрестного перехвата
(хваты только в точках "10" и "2"); экономичность действий (перенос
рук по кратчайшему пути); непрерывность руления (отсутствие пауз между
поворотом и выравниванием).
Если
у обучаемого возникают трудности с освоением координации движений,
вводится дополнительное подводящее упражнение, при котором координация
изучается расчлененным методом: вначале отрабатывают действия руки,
выполняющей тягу, а затем руки, выполняющей перекрестный перехват.
Типичные
ошибки:
-
угол
поворота РК больше или меньше 120°,
-
высоко
поднята рука в фазе перехвата;
-
задержка
рулевого колеса перед возвратом в исходное положение.
(3)
"Маятник" каждой рукой попеременно на четыре счета
Задача:
отработка взаимодействия рук при ритмичных поворотах РК вправо и влево.
Содержание (рис.
4.3):
ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - левая рука поворачивает
обод вправо до положения "2", правая перехватывает его в положении
"10"; 2 - возврат в ИП; 3 - правая рука поворачивает обод РК вправо
до положения "10", левая перехватывает его в положении "2"; 4 - возврат
в ИП.
Дозировка:
4 - 6 раз по 25 - 30 с с интервалами для отдыха по
30 с в каждом занятии;
Большинство
приемов руления сводится к движениям поворот-выравнивание. В нормальных
условиях эти действия могут быть растянуты по времени, в критических
ситуациях - укладываться в десятые доли секунды. Для стабилизации
автомобиля на скользкой дороге во время экстренного торможения может
потребоваться целая серия движений, притом суммарное опоздание может
привести к критическому заносу и вращению. Поэтому необходимо научиться
предельно быстрой ритмичной работе рулевым колесом.
Базой
для обучения являются упражнения 1 и 2, в которых заложена элементарная
координация действий поворот-выравнивание отдельно для правой и левой
рук. Таким образом, упражнение 3 представляет собой как бы сумму упражнений
1 и 2, выполняемых непрерывно. При обучении последовательно достигаются:
объединение действий, изученных в упражнениях 1 и 2, в общую структуру;
непрерывность и плавность руления за счет опережающих действий по
перехвату; последовательное повышение скорости руления до максимальной
на каждом этапе обучения и совершенствования.
Упражнение
считается изученным при такой скорости руления, когда визуально становится
трудно проследить за движением рук.
Типичные
ошибки:
-
те
же, что и в упражнениях 1 и 2;
-
фиксируемая
остановка РК при перехватах и перед возвратом в ИП;
-
несимметричное
положение рук.
Примечание. После изучения упражнения необходимо выполнять его
в качестве разминки перед каждым последующим днем обучения.
(4)
Поворот-выравнивание на восемь счетов
Задача:
формирование "мышечных чувств" для контроля положения РК.
Содержание (рис.
4.4):
ИП - руки удерживают РК в положении "10 - 2"; 1 - правая рука поворачивает
обод влево до положения "10", левая перехватывает его в положении
"2"; 2 - левая рука поворачивает обод РК влево до положения "10",
правая перехватывает его в положении "2"; 8 - см. счет 1; 4 - см.
счет 2; 5 - выравнивание (возврат) РК левой рукой вправо до положения
"2", правая перехватывает обод в положении "10"; 6 - выравнивание
РК правой рукой до положения "2", левая перехватывает его в положении
"10"; 7 - см. счет 5; 8 - см. счет б, далее возврат в ИП.
Дозировка: по 15 - 20 повторений в трех учебных занятиях.
Многие
критические ситуации возникают из-за того, что водитель не представляет
точно положение управляемых колес. Например, резкий поворот РК на
повороте приводит к сносу колес и потере управляемости. Даже в такой
простейшей ситуации, как выезд задним ходом из сугроба, повернутые
колеса приводят к пробуксовке ведущих колес и остановке автомобиля.
Развить
"мышечную память", позволяющую контролировать положение колес, помогает
простейшее упражнение, в котором с помощью серии стандартных (одинаковых
по амплитуде) поворотов и выравниваний управляемых колес автомобиля
можно научиться точно определять их положение.
Структура
действий в упражнении следующая: поворот РК влево на 120° правой рукой
+ поворот РК влево на 120° левой рукой; возврат (выравнивание) РК
на 120° левой рукой + возврат (выравнивание) РК на 120° правой рукой.
Если
упражнение выполнено правильно, то после полного цикла руления РК
должно возвратиться точно в ИП. Для зрительного контроля на ободе
в точке, соответствующей положению 12, должен быть ориентир (лента
лейкопластыря или цветной изоляции).
После
того как водитель освоит координацию упражнения, можно переходить
к рулению с закрытыми глазами. Открывать их нужно после выполнения
счета 8.
Упражнение
несет в равной степени учебные и контрольные функции. Оно требует
от обучаемого "мышечного" самоконтроля, от преподавателя - внешнего
контроля и срочной информации о точности действий.
Упражнение
отрабатывается в четыре этапа:
1 - освоение координации в медленном темпе с контролем центральным
зрением;
2 - формирование "мышечного чувства" с контролем периферическим зрением
(центральное зрение занято наблюдением за объектами, расположенными
впереди водителя);
3 - совершенствование "мышечной чувствительности" без зрительного
контроля (руление с закрытыми глазами);
4 - выполнение контрольных упражнений с закрытыми глазами с точным
возвратом РК в ИП.
Типичные
ошибки:
-
"перекрут"
сильной рукой;
-
остановки
вращения на каждый счет упражнения;
-
руление
с открытыми глазами;
-
неточный
возврат РК в ИП.